Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
| | |
| Главная » 2017 » Май » 25 » Феодорит Кольский
|
[править | править вики-текст] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск В Википедии есть статьи о других людях с именем Феодорит.
Феодорит Кольский
Иван Грозный посылает Феодорита в Константинополь
Имя в миру
неизвестно
Рождение
1481(1481) Ростов
Смерть
17 августа 1571(1571-08-17) Соловецкий монастырь
Почитается
в Русской православной церкви
Канонизирован
в 2003 году
В лике
преподобных
День памяти
17 (30) августа и 15 (28) декабря (в Соборе Кольских святых)
Подвижничество
проповедь христианства среди лопарей
Феодори́т Ко́льский (1481, Ростов — 17 августа 1571, Соловецкий монастырь) — архимандрит Русской церкви, просветитель лопарей (саамов). Прославлен в лике преподобных. Стал первым составителем письменности для саамов и первым переводчиком богослужебных текстов на саамский язык[1]. Почитается в соборе Кольских, Вологодских, Соловецких, Новгородских святых. Сведения о жизни преподобного Феодорита известны из жития, написанного его духовным сыном князем Курбским, включённого им в «Историю о великом князе Московском». «Соловецкий патерик» лишь цитирует Курбского, ничего не добавляя к «Житию» старца[1]. Сведения, приведённые князем, подтверждены другими историческими документами и, таким образом, подтверждена достоверность приведенных им сведений[2].
Содержание [скрыть]
1 Жизнеописание 2 Канонизация и почитание 3 Примечания 4 Литература
Жизнеописание[править | править вики-текст] Преподобный Феодорит родился в Ростове в 1481 году[3]. Нельзя с определённостью сказать, где святой получил своё хорошее образование (хорошо знал богословие и греческий). О. Митрофан предполагает, что это мог быть ростовский монастырь во имя святителя Григория Богослова[1], где ранее обучался его земляк просветитель зырян Стефан Пермский[4]. Однако в книге о Варлааме Керетском он упоминает Шуереченский скит, как «центр русской книжности»: «Именно здесь он (Феодорит) и другие юные монахи и послушники формировались как книжники и богословы…»[5]. С 12 лет подвизался в Соловецкой обители переписчиком книг. Примерно в 1494 году Феодорит поступил в послушание к старцу Зосиме в пу́стыне на реке Шуя, где в течение 15 лет постигал основы монашеской жизни. В 1509 году Феодорит архиепископом Новгородским Серапионом был поставлен иеродиаконом. Прожив после этого некоторое время в скиту Зосимы, он отправляется в странствие по монастырям. Он посещает преподобного Александра Свирского и заволжских старцев. Незадолго до смерти Зосима призвал своего ученика, и Феодорит поспешил на Шую. После смерти своего духовного отца Феодорит удалился для уединённого жительства к необитаемому тогда устью Колы. Здесь он встретил отшельника по имени Митрофан, прожившего в этих лесах около пяти лет (по всей видимости, речь идёт о Трифоне Печенгском), построил келью и начал свои монашеские подвиги. Вскоре пустынник Феодорит начал миссионерскую деятельность среди лопарей: летом — в становищах рек Ваенги и Туломы, зимой — среди тех лопарей, которые приходили к реке Коле для сезонной охоты. После семи лет непрестанных трудов были крещены лопари погостов на реке Ниве и часть северо-восточных лопарей. В 1526 году в устье реки Нивы поставлена и освящена церковь во имя Иоанна Крестителя, ставшая началом погоста, а в настоящее время — города Кандалакши. К 1531 году в районе первоначальной кельи просветителя возник погост православных лопарей и построено две церкви — Благовещенская и Никольская, ставшие началом будущего города Колы. Несмотря на яростное противодействие местных колдунов-нойдов, проповедь миссионеров привела к обращению части местного населения в христианство. Успехи проповеди вызвали необходимость церковного строительства, священников для окормления вновь обращённой лопи[6]. В 1530 году Феодорит и Митрофан отправляются в Новгород к архиепископу Макарию. Миссионеры возвращаются на Север со строителями для строительства церквей. Вместе с ними от новгородского архиепископа идёт иеромонах Илия, который должен освятить вновь построенные храмы. В 1532 году Феодорит с иеромонахом Илиёй освятили церкви на Ниве, Поное, Коле и Печенге. В 1533 году Феодорит ушёл в Великий Новгород для рукоположения в сан священника. В 1534 году он был рукоположён во иеромонаха и стал духовником новгородского архиепископа Макария, будущего митрополита Московского. После рукоположения Феодорит отправился не на Север, а в Белозерский край. Какое-то время он провёл в Кирило-Белозерском монастыре. В конце 1530-х годов жил четыре года в Белозерской Порфириевой пустыне. По всей видимости, именно здесь он занимался составлением письменности для саамов и переводом c церковнославянского на саамский язык богослужебных текстов[1]. За основу созданной им письменности была, вероятно, взята письменность, созданная в 1372 году для пермского (древнезырянского) языка святителем Стефаном Пермским (около 1340/1345—1396) на основе кириллицы и так называемых «пасов» (родовых значков)[1]. Здесь, в Порфириевой пустыне он сблизился со старцем Артемием и другими видными представителями нестяжателей «второй волны». Около 1540 года Феодорит с богатыми дарами и в сопровождении других монахов вернулся на Колу, где основал общежительный Троицкий Усть-Кольский монастырь. Братию монастыря пополнили и новообращённые лопари. В этот период он крестил более двух тысяч лопарей. Однако в 1548 году братия обители изгнала настоятеля из-за «слишком жёсткого» устава[7]. Вскоре подвижником был основан Кандалакшский монастырь, в котором он игуменствовал с 1548 по 1551 годы. В 1551 году по ходатайству Артемия, ставшего к тому времени игуменом Троице-Сергиевого монастыря, Феодорит был поставлен игуменом Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Здесь он проявил себя как ревнитель благочестия и строгого монастырского устава. Однако его деятельность вызвала недовольство как среди монашеской братии этого богатого и влиятельного монастыря, так и суздальского епископа Афанасия (Палецкого)[8], которого он прямо обличал в сребролюбии и пьянстве. На соборе 1554 года, где он выступал свидетелем по делу Артемия, своими противниками был «уличён» в дружбе с Артемием и обвинён в ереси. Однако еретичность ни Артемия, ни, тем более, Феодорита доказать не удалось. Артемий был всё же осужден собором за иные вины и сослан в Соловецкий монастырь под строгий надзор игумена. Феодорит же упоминается в монастырских документах как игумен и после собора вплоть до октября 1554 года[9]. Уже после собора стараниями суздальского епископа Феодорит был сослан в Кирило-Белозерский монастырь, где ранее игуменствовал Афанасий. Лишь заступничеством митрополита Макария преподобный был освобождён из заточения. После этого какое-то время Феодорит провёл в ярославском Спасо-Преображенском монастыре. В январе 1557 года преподобный был направлен в Константинополь, чтобы добиться от восточных патриархов признания царского титула, принятого Иваном Грозным в 1547 году. Кроме этого поручения, ему были даны тайные инструкции и поручения, связанные с выяснением общей политической обстановкой в Османской империи. В своей поездке, которая длилась почти год, он посетил Афон и Иерусалим. Поручение было выполнено блестяще, и царь, желая оказать милость своему искусному дипломату, предложил ему щедрые дары и церковную власть, какую святой захочет. Отказавшись от всех соблазнов, святой отвечал: «Одного прошу — да с покоем и со безмолвием в келье до исшествия моего да пребуду». После этого путешествия Феодорит поселился в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре, откуда неоднократно ездил к крещённым им лопарям, на реку Колу. В 1562 году в связи с бегством князя Курбского в Литву Феодорит был подвергнут допросу. «В описи царского архива XVI века указаны „речи старца от Спаса из Ярославля, попа черного, отца духовного Курбского“»[1][10]. Некоторые сведения о последних годах жизни преподобного мы находим в «Сообщении о земле Лопии» голландского купца Симона ван Салингена, который сообщает о своей беседе с «русским философом» в 1568 году. Своего собеседника голландец называет Feodor Zidenowa, но текст оставляет мало сомнений, что речь идёт именно о преподобном Феодорите: «Он написал историю Карелии и Лапландии, а также осмелился составить письменность для карельского языка, на котором никогда ни один человек не писал. Так, он показывал мне алфавит и рукопись, „Символ Веры“, „Отче наш“, а также изложение им самим испытанного»[11]. Согласно этому сообщению преподобный Феодорит написал историю Карелии и Лапландии, а также записки о своей жизни, которые, к сожалению, до наших дней не дошли. Незадолго до своей смерти Феодорит удалился на Соловки, где мирно скончался 17 августа 1571 года и был погребён у южной стены Спасо-Преображенского собора. Канонизация и почитание[править | править вики-текст]
Крест в память о Святом Феодорите Кольском.
Уже при жизни Феодорит прославился многими чудесами. В рукописях ходят народные канон, акафист и молитвы чудотворцу, спорные как по содержанию, так и по своим литературным достоинствам. Впрочем, за прошедшие четыре столетия с момента его смерти так и не был прославлен и в Святцах не упоминался. Причиной такого забвения славных деяний великого подвижника явилось то, что Феодорит, вместе с другими «заволжскими старцами» после Соборов 1553—1554 годов оказался в опале[12]. Потому, несмотря на очевидную высоту духовной жизни старца и его миссионерские подвиги, титла святости он так и не сподобился, хотя к концу XIX века уже упоминался как «блаженный»[13]. 30 августа 2002 года в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, что в городе Коле, состоялось местноепархиальное прославление святого Феодорита Кольского, просветителя лопарей, в лике преподобного[14]. Память совершается в Соборе Кольских святых — 15 (28) декабря и местно — в день смерти — 17 (30) августа. Служба совершается по Общей Минее в соединении со службой Попразднества Успения Пресвятой Богородицы (без чина погребения Богородицы). Существует деревянная церковь на подворье Трифоново-Печенгского монастыря в Мурманске, домовая церковь в Североморске и одна часовня во имя преподобного Феодорита. Стараниями епископа Митрофана (Баданина) были составлены житие, тропарь и кондак преподобного Феодорита Кольского. Примечания[править | править вики-текст] ↑ Показывать компактно
↑ Перейти к: 1 2 3 4 5 6 Баданин, 2002. ↑ А. И. Гладкий. К вопросу о подлинности «Истории о великом князе Московском» А. М. Курбского (житие Феодорита)//ТОДРЛ. Т. 36. с. 239—241. ↑ Точная дата рождения кольского подвижника неизвестна и предполагается между 1480—1500 годами. Датировка 1481 предложена о. Митрофаном (Баданиным) на основании сделанных им предположений. ↑ Монастырь известен своей хорошей богословской школой и изучением греческого языка. ↑ См. Игумен Мтрофан (Баданин) Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию жития. с. 22. ↑ Удалённость епархиального центра была серьёзным препятствием для поставления священников. ↑ О. Митрофан (Баданин) предполагает, что это были пришедшие со святым монахи, знавшие «иной» порядок монастырского устройства, связанный со значительным монастырским землевладением. ↑ C 1537 по 1551 год был игуменом Кирило-Белозерского монастыря. Примерно в это же время Феодорит проживал в Кирилове и Порфириевой пустыни, вблизи монастыря. ↑ Последнее упоминание Феодорита на посту евфимиевского архимандрита относится к 24 октября 1554 года. В январе 1556 года этот пост занимал уже другой человек. См. А. И. Гладкий. К вопросу о подлинности «Истории о великом князе Московском» А. М. Курбского (житие Феодорита)//ТОДРЛ. Т. 36. с. 241. ↑ Шмидт С. О. Описи Царского архива ХVI в. и архива Посольского приказа за 1614 г. М., 1960. С. 38. ↑ Филиппов А. М. Русские в Лапландии в XVI веке // Литературный вестник. СПб., 1901. Т. 1. Кн. 3. ↑ Из нестяжателей были осуждены старец Артемий, Исаакий (Белобаев). Преследованиям подвергся рязанский епископ Кассиан. ↑ Игумен Митрофан (Баданин), «Проблема достоверности средневекового агиографического материала на примере житий святых кольского севера» ↑ http://www.murmansk.kp.ru/daily/25744/2732178/ Мурманский календарь: 30 августа
Литература[править | править вики-текст]
Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию жития. — Мурманск: Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002. Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского / В излож. иером. Митрофана (Баданина). СПб.: Ладан; Мурманск: Изд-во Мурм. епархии, 2006. Н. Ф. Дробленкова. Феодорит, архимандрит Спасо-Евфимиевского монастыря.//Словарь книжности и книжников Древней Руси. Вторая половина XIV—XVI в. ч.2. А. И. Гладкий. К вопросу о подлинности «Истории о великом князе Московском» А. М. Курбского (житие Феодорита)//ТОДРЛ. т. 36. с. 241. Сочинения князя Курбского. РИБ т. 31 ст. 324—348.
Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Феодорит_Кольский&oldid=84673466» Категории: Родившиеся в 1481 годуПерсоналии по алфавитуРодившиеся в РостовеУмершие 17 августаУмершие в 1571 годуСвятые по алфавитуКанонизированные в XXI векеПравославные миссионерыПреподобные Русской ЦерквиРусские православные святыеСобор Кольских святыхХристианские святые XVI векаИгумены Русской православной церквиСкрытая категория: Википедия:Статьи с переопределением значения из Викиданных
|
Категория: Творчество |
Просмотров: 144 |
Добавил: alena_soboleva_70
| Рейтинг: 0.0/0 |
| |
| | |
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
Календарь |
« Май 2017 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
Архив записей |
|
|
|